Анализ проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности" (далее Положение) показывает, что его принятие нанесет огромный вред просветительству в России. Взамен поощрения развития просветительства проектом предлагается комплекс мер, направленных на ограничение этой деятельности в России. Считаем, что задачей Правительства РФ в данной ситуации должно стать узкое толкование соответствующего закона, направленное на его применение исключительно в целях недопущения конкретных противоправных действий. В Положении должен содержаться исчерпывающий список ситуаций, в которых государство может вмешиваться в просветительскую деятельность.
В частности, из Положения должны быть исключены все требования к лицам, осуществляющим просветительскую деятельность, в том числе требования соответствия этой деятельности 331-й статье трудового кодекса, в которой речь идет о педагогической, а не просветительской деятельности; требования, относящиеся к здоровью указанных лиц и ограничения по их возрасту; требование двухлетнего стажа работы и др. Просветители в огромном большинстве не являются профессиональными работниками, поэтому выполнение подобных требований для них невозможно. Исключение этих лиц из сферы просветительской деятельности равнозначно удушению просветительства в России.
Требование о заключении договора должно применяться только случаях возмездного оказания услуг просветителями. Во всех остальных случаях подобное бюрократическое требование явится оскорбительным для просветителей, на протяжении многих лет бескорыстно выполняющих свою работу, и создаст препятствия для продолжения этой работы.
Из Положения должна быть исключена регламентация просветительской работы организациями, осуществляющими свою основную деятельность в сфере науки и культуры. Общество должно быть благодарно научно-исследовательским организациям, осуществляющим просветительскую деятельность, и государство не должно создавать препоны для этой деятельности.
Предлагаем отклонить данный проект и привлечь к его дальнейшей разработке представителей просветительского сообщества.
Клуб 1 июля